29.03.2024

Словообразование

Интерактивные игры “Мемори” созданы по материалам пособия Т.В. Кузьминой “Угадай слово!”.  В разработке комплекса игр приняли участия:  А.М. Пуляевская, У.С. Биюшкина.

Кузьмина, Т.В.
Угадай слово! : учебное пособие по русскому языку. — СПб. : Златоуст, 2016. — 552 карт. + метод. описание (18 с.). — (Карты. Карточки. Картинки…, вып. 3).

Комплект включает несколько наборов игры в парные картинки.  Игры, которые включены в набор, помогут учащимся проследить и осознать некоторые словообразовательные механизмы русского языка, иными словами, увидеть, как «конструируются» слова в русском языке. 

В комплект входят наборы карточек с изображениями предметов, названия которых находятся в словообразовательных отношениях по отношению друг к другу: одно из слов пары образовано от другого (например, тигр — тигрёнок, сыр — сырница, куры — курятник, козлёнок — козлята).

Парные картинки способствуют развитию произвольного внимания и памяти. В нашем варианте игры будут способствовать активизации используемых слов в речи. Парные картинки можно использовать в работе с учениками разного возраста. В них могут играть как дети (от 5 лет), так и взрослые.

     

Правила игры в парные картинки

Для набора — «Животные и их детёныши» — подобраны слова, составляющие пары из названия взрослого животного и названия детёныша (гусь — гусёнок, слон — слонёнок). Сами слова разделены на три группы.

В первую группу входят пары слов, в которых производные (наименования детёнышей) образованы путём прибавления суффикса -онок к основе производящего слова. При этом никаких чередований звуков в основах обоих слов, входящих в пару, нет, или происходит чередование твёрдого согласного в основе слова, обозначающего взрослое животное, и мягкого согласного звука в основе слова, называющего детёныша (сло[н] — сло[н’]ёнок).

Первый набор включает карточки со следующими словами:
гусь — гусёнок;
лось — лосёнок;
олень — оленёнок;
слон — слонёнок;
тигр — тигрёнок;
осёл — ослёнок;
лиса — лисёнок;
коза — козлёнок.

Вторая группа — это пары слов, в которые входят производные с чередованиями согласных звуков в основах (волк — волчонок) или присутствует так называемая беглая гласная в корне (лев — львёнок). Иногда в речи детей и взрослых людей, изучающих русский язык как иностранный, можно зафиксировать ошибки, в основе которых лежит недоучёт этой закономерности: медведёнок, козёнок, лефёнок или лефик (слово лев произносится с глухой согласной на конце — [л’еф]). Также вторая группа включает пары слов, в которых наименования детёнышей мотивированы словами женского рода, образованными при помощи суффикса -к-.

Вторая группа слов:
кошка — котёнок;
утка — утёнок;
кукушка — кукушонок;
лягушка — лягушонок;
волк — волчонок;
медведь — медвежонок;
верблюд — верблюжонок;
индюк — индюшонок;
заяц — зайчонок;
лев — львёнок.

Третью группу составляют пары слов, в которых названия взрослого животного и детёныша образованы от разных корней (корова — телёнок). Употребление таких слов вызывает наибольшие трудности у детей и взрослых. Например, в их речи могут встретиться самостоятельно сконструированные слова: коровёнок, собачонок, или слова, образованные при помощи другого суффикса: коровка, маленькая собачка.

Третья группа слов:
овца — ягнёнок;
собака — щенок;
свинья — поросёнок;
корова — телёнок;
курица — цыплёнок;
лошадь — жеребёнок.

Для набора «Музыканты» подобраны слова, обозначающие музыкальные инструменты и образованные от них наименования музыкантов. При этом среди слов, называющих музыкантов, представлены слова в значении «лицо женского пола, играющее на данном музыкальном инструменте».

Играя с этим набором, можно сопоставлять слова в форме именительного падежа единственного числа
(скрипка — скрипач), но можно в процессе игры употреблять также форму предложного падежа (На чём играет трубач? — На трубе). Поскольку в данном наборе представлены наименования музыкантов, образованные по разным моделям, учащиеся могут образовывать ненормативные слова, например гусли — гуслист, по аналогии с моделью, представленной чаще.

Набор карточек:
скрипка — скрипачка;
труба — трубач;
барабан — барабанщики;
балалайка — балалаечник;
гусли — гусляр;
флейта — флейтистка;
орган — органист;
гитара — гитарист;
арфа — арфистка;
виолончель — виолончелистка;
баян — баянист;
саксофон — саксофонист;
домбра — домбристка;
пианино — пианистка;
валторна — валторнист.

Для набора «Что где лежит?» подобраны пары слов, обозначающие жидкость, вещество, продукт и посуду, сосуд для этого продукта и вещества (например, мыло — мыльница, сахар — сахарница). Отдельные производные слова (маслёнка, солонка) образованы не в соответствии с наиболее частотной моделью, поэтому учащиеся могут называть предмет самостоятельно сконструированным словом: не маслёнка, а масленица, не солонка, а сольница.

Некоторые из слов, обозначающие тару для вещества, имеют вариативную форму грамматического рода. Можно сказать салатник, но допустимо сказать салатница. Вы можете выбрать ту форму, которую сочтёте более приемлемой. Не забудьте проверить правильность своего выбора по словарю. Помните, что ребёнок вправе употреблять ту форму, которая ему привычна, если, конечно, это нормативная форма.

Играя с этим набором, вы можете предложить учащимся сопоставлять слова в форме не только именительного падежа (соль — солонка), но и предложного падежа (Куда положим соль? — В солонку), а также в форме родительного падежа с предлогом для (Для чего нужна солонка? — Для соли).

В случае если вы хотите, чтобы учащиеся употребляли во время игры падежные формы существительных. Когда учащийся наугад возьмёт карточку, например масло, из той группы карточек, где лежат картинки с изображениями продуктов, вы имеете возможность спросить: Куда положим масло? В правильном ответе в этом случае должна присутствовать форма винительного падежа с предлогом в: в маслёнку.

Набор карточек:
мыло — мыльница;
чернила — чернильница;
хлеб — хлебница;
сыр — сырница;
сахар — сахарница;
соль — солонка;
селёдка — селёдочница;
конфеты — конфетница;
перец — перечница (можно произносить пере[шн’]ица);
салат — салатница / салатник;
сливки — сливочник;
кофе — кофейник;
чай — чайник;
очки — очечник (лучше произносить оче[шн’]ик);
масло — маслёнка.

 

Набор «Кто где живёт?» включает пары слов, обозначающие названия животных и названия их жилищ. В наборе присутствуют пары слов, состоящих в словообразовательных отношениях (голуби — голубятня, кони — конюшня), а также пары слов, образованных от разных корней (пчела — улей, медведь — берлога).

Следует заметить, что при употреблении названий жилищ, не имеющих словообразовательной зависимости с названиями животных, учащиеся могут делать ошибки: вместо того чтобы использовать слово
улей, образовать собственное название пчелиного домика — пчёльница, вместо берлоги поселить медведя в медведьницу. Подобного рода ошибки свидетельствуют о том, что учащиеся успешно осваивают словообразовательные механизмы русского языка.

В тех случаях, когда наименования животных не состоят в отношениях производности со словами, обозначающими их жилища, можно употреблять прилагательные, мотивированные названиями животных (белка — беличье дупло, медведь — медвежья берлога).

Набор  картинок:
курица — курятник;
скворец — скворечник;
кролики — крольчатник;
муравьи — муравейник;
кони — конюшня;
голуби — голубятня;
лиса — лисья нора;
пчёлы — пчелиный улей;
медведь — медвежья берлога;
белка — беличье дупло;
птички — птичье гнездо;
бобр — хатка бобра.

Набор «Один — много» включает пары слов, называющих единичные предметы (картофелина) или частички дробного целого (снежинка) и их совокупность. Эти пары находятся в словообразовательных отношениях: горох — горошина, пух — пушинка.

Набор  картинок:
картофель — картофелина;
макароны — макаронины;
роса — росинка;
бусы — бусинка;
изюм — изюминка;
виноград — виноградинки;
снег — снежинка;
хвоя — хвоинки;
горох — горошины;
пух — пушинка;
жемчуг — жемчужина;
песок — песчинки.

Visits: 486